Amikron
Можно ли по произведению искусства (картине, книге, скульптуре) поставить клинический диагноз? Возможно ли, основываясь на подобном документе, определить, каким заболеванием страдал изображенный исторический персонаж, сам художник или человек, послуживший для него натурщиком.
Тема изучения искусства через призму медицины стала модной в 80-90-е годы прошлого века. В 1986 году в Брюсселе состоялся симпозиум на тему «Искусство, история и прошлое ревматических заболеваний». Антропологи, палеонтологи, ревматологи и историки искусств, засучив рукава, по косточкам разбирали шедевры живописи и скультуры. Однако в итоге пришли к выводу, что поставить точный диагноз таким способом невозможно, хотя вполне реально узреть клинические симптомы болезней.
Некоторое время назад доктор медицинских наук, профессор К.И. Шапиро написала книгу «Травматология и ортопедия и в зеркале искусства». В течение года автором были просмотрены тысячи репродукций всем известных произведений, в результате чего на свет появился интереснейший труд, известный, к сожалению, только в узком кругу специалистов.
Интервью с К.И. Шапиро здесь - http://kladzdor.ru/company/articles/travmatologiya_i_ortopediya_v_zerkale_iskusstva/
Рубенс «Союз Земли и Воды». В этой картине эксперты обнаружили плоскостопие и hallus valgus – распластанный передний отдел, деформация головки 1 плюсневой кости.

И. П. Богданов "Новичок" (плоскостопие)

Х. Рибера «Хромоножка» (врожденная косолапость, хорошо видны деформированная стопа и голеностопный сустав)

Портрет Линкольна (синдром Марфана: высокий рост, худоба, , узкие плечи, плоская грудь, непропорционально длинные руки и ноги, узкие кисти, удлиненное лицо, высокий череп).

Espinel (1994 год), анализируя картину «Спящий Амур» М. Караваджо перечисляет следующие симптомы: кожа желтая, щеки отечные, цианоз губ и ушей, нарушение прикуса, впалая грудь, воспаленные суставы. Положение головы свидетельствует о поражении шейного отдела позвоночника. Возможный диагноз: ювенильный ревматоидный артрит, осложненный сердечной недостаточностью, системным некротизирующим васкулитом.

Дж. Гиллрей «Подагра». Изображения больных подагрой традиционно очень выразительны и красочны. Первый «подагрик», имя которого сохранила история, - тиран Сиракуз Гиерон жил в V веке до н.э.. Болезнь считалась следствием обильных трапез с возлияниями.

|
|